Июнь - пора кочевок пасек к посевам или насаждениям медоносных растений. У тех пасечников, которые впервые выезжают на кочевку, возникает ряд вопросов и проблем, связанных с ее организацией, подготовкой семей к перевозке, дополнительным оборудованием ульев и др.
Один из самых важных моментов - правильная и старательная подготовка ульев. Для кочевки пригодные легкие, просторные и герметичные ульи без лишних щелей и отверстий, из-за которых пчелы имели бы возможность внедряться наружу. Летки должны быть оборудованы задвижками или вкладышами, которые надежно фиксируются в закрытом положении, прилетные доски - быть съемные или на занавесах. Внутренние размеры ульев старательно подгоняют так, чтобы рамки четко и плотно одна до одной садились на свои места и не могли самовольно перемещать в любых направлениях во время езды.
Когда перевозят пчел, в улье летки закрытые, вентиляция усложняется, и пчелы легко "запариваются" и гибнут. Проф. Г. П. Таранов оказал, что причина "запаривание" - усиленный обмен веществ у возбужденных пчел, из-за чего резко повышается потребление корма, а это, в свою очередь, приводит к быстрому накоплению в организме пчелы излишка воды. Воздух внутри улья насыщается водными парами к такому уровню, что удаление воды через трахейную систему пчел прекращается, трахеи заполняются водой и пчелы гибнут. Поэтому очень важно обеспечить пчел достаточным объемом воздуха на время перевозки и тем самым предотвратить "запаривание". Для этого потолочины или навесы в ульях оборудуют вентиляционными сетками с большой площадью: в ульях-лежаках - не меньше 1/3 общей площади потолочины, а в корпусных ульях - на всю площадь навеса (рис. 1). В последнее время некоторые пасечники практикуют установление вентиляционных сеток не в навесах, а в доньях корпусных ульев.
Поскольку пчелы часто запрополисовали вентиляционные сетки, за ними
постоянно следят и перед перевозкой очищают от прополиса.
Для крепления и фиксаций всех деталей ульев применяют дополнительное оборудование. В ульях-лежаках потолочины и вентиляционные сетки сверху фиксируют поперечным бруском (рис. 1), чтобы они при перевозке самовольно не открылись. Корпусные и другие вертикальные ульи оборудуют скрепами, которые крепко и надежно соединяют корпусы между собой и не дают им возможности перемещаться один относительно одного. Возможный вариант крепления корпусные ульи изображены на рис. 1.
Для кочевки все рамки в улье должны быть одинаковых размеров, оборудованные роз-
делителями на боковых планках толщиной по 6 мм и длиной приблизительно в 1/3 длины боковой планки. Если разделителей нет, то рамки фиксируют с помощью клинков завтовшки 12 см и длиной 10 см, которые вставляют между верхними брусками. Провод для навощування рамок натаскивают через боковые планки горизонтально, причем в рамках размером 435x 230 мм (рамка многокорпусного улья) в четыре прохода, а в рамках 435x300 (стандартная гнездовая рамка) - в пять проходов (рис. 2) и не меньше, потому что иначе соты, при перевозке или откачивание меда часто обрываются.
Для предотвращения "запаривания" пчел в ульях должна быть достаточное количество рамок, чтобы не было тесноты.