Словом, говоря о целесообразности формирования августовских отводков, опускаем вопрос «Зачем?» и ищем ответ на вопрос «Как?».
В прошлом году в конце июля в нуклеусе у меня по случаю оказались два красивых маточника от продуктивной семьи. 1 августа матки благополучно появились на свет. Первая начала червить 8 августа, у второй первые яички получилось откладывать через 4 дня - 12 августа. Для создания новых семей решил использовать метод деления на пол-лета. Это и понятно, ведь данный метод позволяет примерно поровну разделить летную пчелу.
На своей пасеке я использую двухкорпусные дадановские ульи на 12 рамок каждый. Для деления выбрал сильные семьи, в которых насчитывалось 7 рамок с расплодом. Отодвинул улей на полметра и на расстоянии тех же полуметра от прежнего места расположения поставил пустой улей. Для отводка взял три рамки
печатного разновозрастного расплода вместе с пчелами и перенес в стоящий рядом улей. Добавил рамку с пергой, маломерную рамку (их разместил по краям гнезда), и две рамки с качественной сушью, которую поставил в центр гнезда. В заключение стряхнул сюда еще пчел с одной из рамок. Понятно, что предварительно в семье, от которой делал отводок, нашел матку и позаботился о том, чтобы она не попала в организовываемую семейку. Отводок утеплил, летки открыл на половину возможной ширины и через два часа дал матку из нуклеуса в клеточке Титова. Выход из клеточки заклеил двумя слоями вощины. Через два дня проверил прием - на рамке с сушью обнаружил яички. Аналогично, с задержкой в 4 дня создал еще один отводок. Через два дня после создания отводка отодвинул ульи еще на полметра друг от друга и оставил семьи в покое. Правда, сразу после этих манипуляций погода испортилась, поэтому отводки подкормил густой медовой сытой - 4 раза по пол-литра.
Следующий осмотр провел 1 сентября. Материнские семьи, казалось, и не заметили потери части пчел и расплода, во всяком случае, никаких опасений, что у них возникнут проблемы с предстоящей зимовкой, у меня не было. Порадовали и отводки: расплод, взятый из материнской семьи, уже вышел, и его место уже успел занять напры-ск, а также яички и личинки молодой матки. Всего же семейки имели по 3 рамки расплода, рамку перги, 3 маломедные рамоки и много пчел. Если бы не сентябрь на дворе, семью однозначно надо было расширять. Но я решил этого не делать, а через неделю скормил семье 6 литров сахарного сиропа. Сироп достался и второму отводку, так как общая картина там была примерно такая же, за исключением того, что меда было чуть меньше, расплода чуть больше, а еще семья отличалась крутым нравом - пришлось даже надевать перчатки, чтобы ее осмотреть.
Быстро миновал сухой и теплый сентябрь. В октябре в отводках все еще было много расплода (примерно 1,5 рамки) и вполне достаточно меда для зимовки. Я чуть ужал гнезда, вынув из первой семьи одну, а из второй - две медо-перговых рамки (т.е. семьи пошли в зиму на 6 и 5 рамках соответственно), утеплил, как следует, и решил до весны семьи не беспокоить. Только в ноябре два раза обработал пчел бипином.
С приходом тепла семейки дружно облетались, а после весенней ревизии я пришел к выводу, что зимовка прошла успешно. Ни по силе, ни по весеннему старту они не уступали «старикам». Отсюда я