Впервые мед для лечения детей использовал великий педиатр Соран Эфесский.
Трудность применения продуктов в педиатрической практике объясняется несколькими причинами:
1) диффузность ответных реакций независимо от причины заболевания (гипертермия, судорожные параксизмы, понос, кожные реакции);
2) не имеется анализа четко определенных доз продуктов пчеловодства в различных детских возрастах;
3) не изучен вопрос развития аллергических реакций в детском возрасте;
4) недостаточно изучена эффективность комплексного приема продуктов пчеловодства;
5) не разработаны актуальные для педиатрии методы введения и форма продуктов пчеловодства.
К сожалению, работ, посвященных апитерапии детства сравнительно немного.
Б.П.Андухар (1974, 1982) предложил свои наблюдения на I симпозиуме по апитерапии в Мадриде. Он полагал, что 2 чайных ложки меда в день шестимесячный ребенок усваивает хорошо, ибо в меде хорошо сбалансированы сахара, витамины, микроэлементы и ингибиторы микробов, что противодействует развитию дисбактериоза. Мед очень калориен, помогает перевариванию белков, поэтому его добавка к мясу очень эффективна. Он полезен при срыгивании, рвотах, инфекциях, запорах, желтухе новорожденных и т.д.. Поэтому мед должен обязательно входить в диэтетику грудного ребенка.
Многие авторы предпочитали вместо пыльцы (при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нервной системы, диабете) назначать пергу по 1/2 чайной ложке 2 раза в день по 2 месяца с интервалом 3 месяца.
Д.Джарвис писал в 1959 году (изд. 1985 г.) «Народная медицина преследует цель сделать продолжительность жизни человека равной пятикратному периоду, необходимому для полного развития организма».
При голодании в организме животного изменяется биохимический состав организма, что способствует скорейшему выздоровлению.
2 чайных ложки меда во время приема еды способствует созданию
крепкой нервной системы ребенка, тем более целесообразен прием его во время внутриутробного периода.
Яблочный уксус снимает подташнивание утром. Мед во время беременности дает гармоническое развитие плода, мускулатуру, густые волосы и ногти к моменту рождения. Хорошее переваривание пищи, качественные зубы на челюсти в виде подковы. У матери достаточно молока для кормления ребенка. Роды протекают быстрее и качественнее.
Борьба с инфекциями — увеличение потребления кислых жидкостей (мед с соками).
После рождения ребенка у него вырывается энергия в виде крика, учащения сердцебиения и т.д..
Теплую воду предпочитать холодной, прогревать тело.
Мед, применяемый вместо сахара, успокаивает нервную систему, послабляет кишечник.
Сэкетт установил, что мед губит возбудители брюшного тифа через 48 часов, дизентерии через 10 часов. Полезен детям при вскармливании.
Мед благодаря своей гигроскопичности будет удерживать влагу в организме ребенка, предотвращая от ночного мочеиспускания. Дается мед на ночь чайную ложку.
Ильяш (1962) также установил повышение эмоциональной активности, а Васильева (1962) нашла увеличение гемоглобина и эритроцитов.
Цвеер (1962) установил анаболический эффект маточного молочка.
Положительный эффект в контрольной группе 46%, в основной 76%.
Детям очень полезно давать сосать мед в возрасте до года (Кнейпи), что позволяет предотвратить диатез, анемию и гипотрофию.
В 1976 году Петров лечил пневмонию аэрозольными ингаляциями меда и прополиса, а также медом с маточным молочком детей со спастическими бронхитами. Более эффективно сочетание меда и маточного молочка.